МУР
По мотивам произведений Эдуарда Хруцкого из цикла "ОББ".
Это история об отважных и бескомпромиссных следователях, которым приходилось защищать Родину в тылу – на "Третьем Московском фронте", где порой было опаснее, чем на полях боевых сражений.
В начале войны в Москву прибывает агент абвера Петр Прилуцкий (Александр Домогаров), он же в прошлом опасный рецидивист по кличке Крук. Немецкое командование поручает Круку дезорганизовать прифронтовую Москву, посеять панику и подорвать веру москвичей в скорую победу.
На фоне общей нестабильности в городе, как никогда раньше, начинают расцветать преступные "малины" и бандитские группировки. По городу ползут зловещие слухи, прокатывается волна массовых грабежей, под угрозой оказывается плановая эвакуация заводов и культурных ценностей.
В борьбу с криминальным миром столицы вступают начальник Отдела по борьбе с бандитизмом майор Иван Данилов (Михаил Ефремов) и его верные соратники: шутник и балагур Степан Полесов (Игорь Лифанов), самоотверженный оперативник Игорь Муравьев (Иван Стебунов), опытный муровец Антон Борисович Шевцов (Владимир Гостюхин) и беспощадная к преступникам Лидия Белова (Тамара Акулова).
Интересные факты
- По сравнению с романами Эдуарда Хруцкого многосерийный художественный фильм Эльера Ишмухамедова существенно отличается от первоисточников. "Из семи произведений Эдуарда Хруцкого из цикла ОББ мы сразу же решили взять самую драматичную и захватывающую середину – пять повестей о пяти годах войны. Дело в том, что в повестях Хруцкого замечательная детективная фабула, но личная жизнь интересующих нас героев упомянута лишь вскользь. Для такого масштабного многосерийного фильма, зрители просто обязаны знать в деталях, что творится за пределами кабинетов МУРа и чем живут его герои помимо службы. Именно поэтому для этой работы мы пригласили в помощь главному сценаристу Ольшу Агишеву двух опытных драматургов-женщин, чтобы они включились в создание чрезвычайно драматичной мелодраматической линии картины", - рассказывает продюсер сериала Евгений Попов.
- В итоге из романов Хруцкого были взяты только расследуемые дела. А вся личная жизнь Ивана Данилова – история его взаимоотношений с женой, сыном и Полиной Майской, невероятно драматичная линия супругов Муравьевых – Инны (Елизавета Боярская) и Игоря (Иван Стебунов), так же, как и криминальная интрига с участием Крука, были придуманы сценаристами от начала и до конца. "Эти нововведения усилили и украсили сериал, сделали его человечным и превратили крепкий детектив в неординарную драму человеческих отношений на фоне войны", - продолжает Евгений Попов.
- Масштабные съемки проходили в Москве, в Подмосковье, Ярославле, Серпухове, Бахчисарае, Балаклаве, Феодосии и Коктебеле. Наиболее красочными и колоритными объектами съемок стали скальный массив Мангуп в окрестностях Бахчисарая и плато Узун-Сырт горы Клементьева, где снимали сцены теракта на аэродроме, угон самолета и побег немецкого диверсанта Крука за границу. Сцену массовых беспорядков в Москве создатели снимали в настоящем памятнике архитектуры XVII века – Крутицком Патриаршем подворье.
- Для того чтобы во всех деталях воссоздать атмосферу и антураж тыловой Москвы 40-х годов, съемочная группа отправилась в Ярославль. "В этом городе до сих пор сохранились нетронутыми и неподверженными реконструкции здания и целые улицы, буквально списанные с московских ретрофотографий того периода. И даже несмотря на это, каждый объект приходилось дополнительно декорировать: вывески магазинов, листовки и плакаты, противотанковые ежи, мешки с опилками, артиллерийские расчеты, шлагбаумы, светомаскировка окон и бумажные оконные кресты как символы того времени сопровождали все натурные съемки. Несколько важных эпизодов картины снималось на старой, сохранившейся с тех времен голубятне," – рассказывает Евгений Попов.
- Несколько сцен фильма снималось на натурной площадке Мосфильма "Старая Москва". Но для создания полной исторической достоверности художником-постановщиком и настоящим классиком советского кино Валентином Гидуляновым, известным зрителям по таким культовым фильмам, как "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят", "Дежа вю" и "Ворошиловский стрелок", в павильонах Мосфильма были возведены замечательные декорации. Фойе и все внутренние помещения МУРа: кабинеты, тир, актовый зал, коридоры, изолятор временного содержания с камерами, кабинеты допросов, квартира Данилова и Муравьевых, все продуктовые магазины, ювелирный магазин, склады, рестораны – необыкновенно точно передают не только стиль, но и дух эпохи военных лет.
- "Сложно подсчитать количество реквизита и игрового ретротранспорта, которое было задействовано в картине. Для съемки прохода штрафбата Муравьева по предгорьям Судет в Чехии было воссоздано и подготовлено около 30 единиц фонового подбитого и искореженного автотранспорта, танков, артиллерийских орудий и пр. Причем использовалась настоящая техника: легковые и грузовые автомобили, немецкие мотоциклы, ретропоезд и теплоход. Для эпизода угона самолета Прилуцким в финальной серии Валентином Гидуляновым был изготовлен макет ретросамолета в натуральную величину с работающим пропеллером, подкрылками, шасси. А также специальный массивный механический тренажер, на который водружался сам макет самолета, который поворачивался вокруг своей оси, поднимал и опускал крылья, создавая таким образом полное ощущение полета и парения самолета. Все головокружительные съемки в воздухе и фигуры пилотажа снимались и создавались отдельно при помощи планеров и компьютерной графики. Не обошлось, конечно, без трудностей: ретротранспорт с трудом заводился, особенно при сильных морозах", - продолжает продюсер.
- Съемки длились 8,5 месяцев в тяжелейших условиях аномальной жары и холода, когда в феврале 2010 года мороз доходил до 35 градусов, а в августе столбик термометра достигал отметки 39 градусов, группе даже приходилось работать в ватно-марлевых повязках. Не удивительно, что длительный съемочный период преподносил кинематографистам неожиданные сюрпризы. Самая большая неожиданность случилась на съемках в Крыму, когда после долгого перерыва в съемках актриса Екатерина Галахова, утвержденная на роль сообщницы Прилуцкого, к удивлению режиссера, продюсеров и всей съемочной группы, прилетела на съемки в Крым как минимум на седьмом месяце беременности. И это при том, что по сценарию ее героиня должна была резво носиться верхом на коне по улочкам Бахчисарая, бегать по горам и падать с высоты трехэтажного дома. Всей съемочной группе пришлось спасать положение. Художник по костюмам оперативно изготовила маскирующий беременность наряд для актрисы; второй режиссер (мастер по верховой езде) дублировал актрису на общих планах поездок на лошади; один из постановщиков бережно носил будущую мать на плечах, создавая впечатление верховой езды для крупных планов; а девушка-каскадер профессионально исполнила трюк падения Бероевой с огромной высоты….
Режиссер: Эльер Ишмухамедов
В ролях: Михаил Ефремов, Александр Домогаров, Марина Александрова, Елизавета Боярская, Иван Стебунов, Игорь Лифанов, Владимир Гостюхин, Тамара Акулова, Юрий Цурило, Кирилл Болтаев, Игорь Скляр, Анатолий Лобоцкий, Борис Галкин, Михаил Васьков, Александр Яцко, Николай Ефремов, Виктор Косых, Людмила Аринина, Сергей Угрюмов, Екатерина Галахова, Юрий Тарасов, Ирина Гринева, Алексей Фатеев